
Клинические испытания препарата гефурулимаб (gefurulimab) компании AstraZeneca достигли своей первичной конечной точки. Однако препарат не смог превзойти эффективность, продемонстрированную конкурирующими методами лечения в поздней фазе исследований при генерализованной миастении гравис (gMG).
В ходе исследования III фазы PREVAIL (NCT05556096) гефурулимаб продемонстрировал статистически значимое улучшение на 1,6 балла по шкале повседневной активности при миастении гравис (MG-ADL) по сравнению с исходным уровнем и плацебо. Шкала MG-ADL оценивает, насколько миастения влияет на повседневные задачи пациента.
Положительное влияние гефурулимаба на показатели MG-ADL было заметно уже через одну неделю лечения и сохранялось на протяжении 26–недельного периода исследования.
Тем не менее, гефурулимаб не достиг показателя эффективности, установленного препаратом Rystiggo (розаноликсизумаб) компании UCB, который снизил значения MG-ADL до 2,6 балла в исследовании III фазы MycarinG. Влияние препарата на показатели MG-ADL оказалось также ниже, чем у кандидата III фазы от Regeneron, чемдисирана (cemdisiran), а также собственных препаратов AstraZeneca для лечения gMG – Soliris (экулизумаб) и Ultomiris (равулизумаб). Эти препараты продемонстрировали снижение показателей на 2,3, 1,7 и 2,09 балла соответственно в своих поздних стадиях испытаний.
При этом ингибитор комплемента 5 (C5) значительно снизил общие баллы по шкале количественной оценки миастении гравис (QMG), показав снижение на 1,8 балла от исходного уровня к четвертой неделе. К 36–й неделе этот эффект углубился, у пациентов наблюдалось среднее снижение баллов QMG на 2,1. Шкала QMG является распространенным клиническим показателем, используемым при gMG для количественной оценки тяжести заболевания пациента. Она учитывает 13 различных параметров мышечной, двигательной и дыхательной функций, предоставляя широкое представление об общем качестве жизни (QoL) пациента.
Воздействие гефурулимаба на показатели MG-ADL и QMG наблюдалось у пациентов с антителами к ацетилхолиновым рецепторам (AChR) – позитивным заболеванием, что составляет 85% популяции пациентов с gMG.
Профиль безопасности и переносимости подкожного (SC) препарата был сопоставим с Soliris и Ultomiris. Права на все три препарата AstraZeneca получила в результате приобретения Alexion Pharmaceuticals за 39 миллиардов долларов в 2021 году. Из всех нежелательных явлений, возникших во время лечения (TEAEs) и зарегистрированных в группе гефурулимаба, большинство были легкой или умеренной степени. Наиболее частыми из них оказались головная боль, реакции в месте инъекции и диарея.
Если гефурулимаб получит одобрение для применения при gMG, он станет третьей таргетной терапией, которую AstraZeneca коммерциализирует на этом рынке, присоединившись к Soliris и Ultomiris в области, которую GlobalData оценила в 6,1 миллиарда долларов в 2024 году. Одобрение гефурулимаба при gMG может стать хорошей новостью для AstraZeneca, поскольку аналитики GlobalData прогнозируют, что оба препарата – Soliris и Ultomiris – начнут терять свою долю рынка в ближайшие годы.
Хотя продажи Ultomiris, как ожидается, будут расти до 2029 года, аналитики предсказывают, что ситуация изменится в 2030 году: прибыль фактически сократится вдвое в период с 2029 по 2033 год – с 2,41 миллиарда до 1,2 миллиарда долларов. Аналогичная ситуация наблюдается и с Soliris, продажи которого, как ожидается, достигнут пика в 2026 году на уровне 1,5 миллиарда долларов, а затем будут неуклонно снижаться до 1 миллиарда долларов к 2033 году. Это падение продаж, вероятно, обусловлено жесткой конкуренцией со стороны подкожных (SC) препаратов, таких как Zilbrysq (зилукоплан) и Rystiggo компании UCB, а также Vyvgart Hytrulo (эфаргартигимод альфа и гиалуронидаза-qvfc) от Argenx, которые предлагают повышенное удобство для пациентов по сравнению с внутривенными (IV) альтернативами.
В то время как Soliris и Ultomiris могут потерять долю рынка gMG в будущем, гефурулимаб способен предложить новую надежду для AstraZeneca в этой области, поскольку его подкожное введение соответствует развитию парадигмы лечения в сторону самостоятельно вводимых препаратов.